06 декабря Вторник11:47
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Семейное дело государственной важности

Семейное дело государственной важности. 
В документальном кино такие прецеденты не редкость: фильм начинает сниматься вроде бы для себя, но потом вдруг обнаруживает свою общественную значимость. 
В документальном кино такие прецеденты не редкость: фильм начинает сниматься вроде бы для себя, но потом вдруг обнаруживает свою общественную значимость. 
Начинает трансформироваться, расти и в итоге превращается в художественное произведение, имеющее как заявленную тему, так и массу подтем, рефлексирующих по поводу широкого круга вопросов, важных для многих. Один из таких фильмов сейчас как раз снимается.
Дело началось с небольших съемок для домашнего архива большой семьи Елемановых — Сулейменовых. Хотели почтить память своего родственника накануне его столетнего юбилея, но, как говорится, творческой семье — творческий процесс, и в него стали втягиваться заинтересованные со стороны. Оно и понятно, ведь тот самый родственник не кто иной, как Абдрахим Елеманов — ученый, академик, даже министр сельского хозяйства Казахской ССР. Впрочем, это тоже не гарант всесторонней поддержки, и этом плане фильм — стопроцентная лакмусовая бумажка всего нашего многострадального кинопроцесса. В частности, документального.
Судите сами: есть большая фигура, есть грядущий юбилей, но нет ни малейшего интереса к этому со стороны официального кинопроизводства. Даже телевизионного. Оно и понятно: одни слишком заняты фантазиями на тему закона о кино, другие — подбором крошек со стола госбюджета, а третьи предпочитают попросту не усложнять себе жизнь. Зачем дневать и ночевать в архиве, разбирать бесчисленные коробки с рукописями и фотографиями, когда можно, не напрягаясь, снимать фильмы-однодневки о небожителях из мира искусства. Их труд, очевидно, тяжелее и важнее.
Или дело все-таки в другом? Например, в том, что заслуги юбиляра важнее и убедительнее тех блеклых потуг, что на руинах его достижений сегодня пытаются казаться убедительными шагами в сторону светлого будущего овцеводства, животноводства, всего сельского хозяйства?
Словом, получается как всегда: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Однако семья не опускает этих самых рук. К работе привлечены творческие и технические специалисты: сценарист, редактор, режиссер монтажа. Осознав масштаб и потенциал замысла, двигаться вперед стало значительно легче. Тем более что ореол семейного фильма, предназначенного для просмотра между застольями, над лентой больше не витает. Акцент сместился на жизнь и научную деятельность Абдрахима Елеманова, и даже беглый взгляд на его малоизвестную биографию позволяет думать, что новый вектор верен.
Ходов революционно новых для документального кинематографа в картине не предвидится, все-таки и идея тут чуть проще и прозрачнее, и бюджет, как ни крути, ограничен. Что выгодно отличает картину, так это бережное отношение к наследию ученого и умелая работа с архивным материалом. Колоссальное количество снимков, рукописей, документов и иных материальных свидетельств задействовано в разработке визуального ряда. Убедительна композиция подобных кадров, весьма профессиональна операторская работа. Краеугольный камень фильма — записанные интервью. Они держат его в крепких рамках формата, но благодаря продуманному сценарию появляются всегда к месту и не повторяют, как это часто бывает, информацию, прозвучавшую только что за кадром, но ненавязчиво развивают и поясняют ее. Это в первую очередь касается интервью специалистов: ученых, хозяйственников, селекционеров. Вообще же в сценарии нашли отражение многие знаковые события прошлых лет: голод, война, борьба за показатели. Серьезное внимание создателей уделено и знаменитому эксперименту в Акчи, горячим сторонником которого был Елеманов. Словом, история большой и малой родины преломляется через биографию человека, общественно значимой фигуры.
Но есть и другая сторона медали — личная. Интервью с родными и близкими сняты легко и непринужденно. При этом фрагменты их подобраны таким образом, чтобы в повествование входили простые душевные истории, способные раскрыть героя с другой стороны. К чести респондентов этой части фильма, стоит констатировать отсутствие всякого родственного снобизма и желания представиться самым-самым ближайшим из близких. Подобным яканьем, как правило, страдает около девяноста процентов снимаемой документалистики. Здесь же иллюстрируются страницы биографии более образно, изобразительно живо, что позволяет вовлекать в восприятие нового материала еще и чувственную сферу.
В результате такого сдержанного и сбалансированного подхода герой фильма получается по-хорошему объемным и настоящим. Его талант, преданность делу и невероятная работоспособность отражаются в материале полно. Разумеется, на судьбу большого фестивального фильма картина не претендует, но крепким представителем своего жанра станет наверняка. По слухам, окружающим съемки (а без них мир кино не был бы собой), работой уже интересуется несколько республиканских телеканалов, а это означает, что уже осенью на наш суд будет представлен научно-популярный фильм о большом ученом и государственном деятеле Абдрахиме Елеманове — человеке, о котором сегодня знают не так много, как стоило бы. Ждем премьеры.


19.08.2016 869
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA