07 декабря Среда12:02
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

С упорством Орфея

С упорством Орфея. 
Батыржана Смакова, лучшего контртенора Казахстана, Бог наградил не только замечательным голосом, характером и судьбой, но и уникальной работоспособностью. 
 Фото Александра ШЕБАНОВА
Батыржана Смакова, лучшего контртенора Казахстана, Бог наградил не только замечательным голосом, характером и судьбой, но и уникальной работоспособностью. 
Кажется, для него в сутках не 24, а 36 часов! Поэтому концерт, на днях прошедший в «Астана Опера» под названием «Возвращение Орфея», для нашего вокалиста и дирижера из Италии весьма символичен. В этом сказочном концерте старинной музыки отразился мифический сюжет о герое, который ради любви смог спуститься в ад, подняться в рай и преодолеть все препятствия. Видя упорство и стремление Орфея, боги снисходят к нему и дают все, о чем тот мечтал.
Перед концертом мы встретились со звездой.
— Я прилетел, чтобы дать два концерта, в Астане и Караганде, в Кафедральном соборе, с очень перспективной и талантливой органисткой Салтанат Абильхановой.
Выступление в «Астана Опера» знаковое, в концерте прозвучит произведение, воссозданное два года назад из манускриптов, датированных 1660 годом. Эти рукописи, найденные в музее, музыковеды консерватории Россини (где учусь на кафедре старинных инструментов) расшифровали и адаптировали для клавесина. Я первый в мире, кто исполняет эту композицию. Сначала прошло выступление в городе Пезаро, затем — в Болонии и теперь — в Астане. Очень ценно и значимо, что произведение оживает, доходит до слушателя, раскрывает свою внутреннюю философию… Ведь музыка, как и поэзия, мертва до тех пор, пока кто-нибудь ее не исполнит.
— Как справляются оперные сцены с низкой популярностью и в чем ее причина?
— Экономическая сторона. У большинства людей в приоритете работа, культурный досуг — на втором плане. Когда достаток нашего народа станет достойным, тогда будет больше интеллигенции и аристократии. Это все взаимосвязанные вещи. Если многие в вечном поиске — как бы заработать на завтрашний день, — им не до оперы. Если говорить про наши структуры, с ними я немного знаком, в филармонии работал приглашенным солистом, то здесь все очень грамотно организовано. Есть билеты по разным ценам, проводятся концерты на открытом воздухе. Кроме того, этика музыкантов — на первое отделение концерта проходят люди с билетами, а на второе — все. Двери открыты.
И все же проблема существует. Но абсолютно такая же ситуация и в Италии. Молодежь повсеместно перестает ходить на классическую музыку, потому что появилось великое разнообразие стилей и направлений. Люди хотят больше развлекаться. И поэтому многие профессиональные классические коллективы и солисты рассматривают возможности внедрения шоу в свои выступления. Выпускают трейлеры, рекламу. Особенно в Европе пытаются разнообразить, разукрасить, преподать по-новому концерты. Допустим, ставят старинную оперу, в которой все исполнители одеты в джинсы и футболки. А в прошлом году в Италии поставили «Травиату», все участники которой были голыми. Это некое новшество, чтобы привлечь больше молодежи. Конечно, не у каждого хватит смелости выйти на сцену и спеть обнаженным.
— А в Казахстане такая форма привлечения слушателей приемлема? Каково ваше мнение на этот счет?
— Нет. Считаю, что это нехорошо. Для меня такая опера — порнография.
— Батыржан, знаем, вы из Италии интересуетесь судьбой своей страны. Какие из последних новостей вас взволновали?
— И в Европе тема теракта — самая обсуждаемая… О чем еще там говорят? Прежде всего много положительного по поводу нашей страны и столицы, которую действительно уже знают во всем мире. Из всего Азиатского региона Казахстан — самая узнаваемая и значимая страна. Раньше обсуждали наш павильон EXPO в Милане, который понравился убранством и гостеприимством. Сейчас многие итальянцы собираются на EXPO 2017 в Астану. В Италии нас, казахов, мало, но есть вокалисты, инструменталисты, которые получают там образование, живут, владеют итальянским языком… Два года назад мы организовали международный фестиваль в Сан-Марино, которому я дал название «Танысу» — «знакомство». Этот фестиваль был создан при поддержке консульства Италии в Казахстане и посольства Казахстана в Италии. Он уже прошел в Сан-Марино, затем в Алматы, в декабре состоится снова. Я являюсь дирижером оперного коммунального хора города Риччоне: в этом году вступил в должность, наш коллектив состоит из 38 человек, среди них одна хористка из России, одна из Чили, пианистка из Японии, все остальные — итальянцы. И мы хотим на следующий «Танысу», который уже по традиции пройдет в Сан-Марино 16 декабря, в день нашей независимости, исполнить гимн Казахстана. Думаю, это будет очень интересно.
— Один из певцов сказал, что оперное искусство не для всех. Человек неподготовленный его не поймет.
— Это так. Для определенной музыки нужна подготовка, для другой — нет. Если мы говорим об опере, базовое элементарное знание здесь необходимо. Другое дело, мы, как музыканты, должны популяризировать это искусство, настраивать людей, ведь к прекрасному тянется каждый. Сейчас многие читают, но мало кто подготовлен к поэзии Пастернака, Блока или Мандельштама. Очень многие не поймут их даже стилистически. Чтобы вникнуть в произведение поэта или художника, нужно представлять (хотя бы поверхностно), в какую эпоху он жил, через что прошел. Допустим, если мы слушаем музыку Бетховена — представляем революцию, Шопена — славянскую душу, живущую в Париже, Мендельсона — придворный стиль… Сейчас я привожу старинную музыку, которая даже не всем музыкантам понятна. Некоторые певцы и дирижеры в Италии говорят: «Ой! Да я твою старую музыку терпеть не могу, такая нудятина!» Я даже больше скажу: чем дальше мы идем вглубь веков — тем сложнее. Сейчас все понимают музыку XXI века, XX, XIX век уже сложнее. Потому что мы родились после Второй мировой войны, прошли через Советский Союз, мир и ментальность изменились. Почему в Европе понимают музыку XVII, XVI веков? Там не было таких катаклизмов, которые были у нас. Но сейчас во всем мире ритм стал быстрее, мы работаем на 120 ударов в минуту. И привыкли. Когда слышим два удара в секунду — впадаем в некий транс, получаем удовольствие. А в те времена был ритм 70—80 ударов в минуту. Например, менуэты, которые давали время на то, чтобы поклониться, посмотреть… Девушка должна была одеться за два часа при помощи гувернантки, на балу, одетая в кринолин, оборачивалась за полминуты… Тогда не было телефонов и сверхскоростных машин, люди жили медленно… Ритмически нам очень сложно перестроиться на тот век. Работая над музыкой 1660 года, я стараюсь брать темпы, приближенные к нашим, — это по секрету.
— Батыржан, а что важнее, талант или профессионализм?
— Все вкупе. Без таланта не придешь к профессионализму. Талант — некая форма безумия, влечение и тяга к своему делу. Источник сил, воли и терпения. В искусстве этот комплекс не дает жить, тянет, заставляет трепетать сердце, не спать по ночам, идти на многие жертвы. Талант видно по глазам человека и по работе. Когда человек — ремесленник, профессиональный дилетант, он выучил что-то, делает какую-то одну деталь и ему этого хватает. Нет интереса подниматься выше. А вот безудержное желание, стремление к новому, это в искусстве я и называю талантом.
…Прогуливаясь по набережной, омытой июльским дождем, молодой человек с глубоким и задумчивым взглядом вдыхает сладкий запах Родины. В девять лет он остался без мамы, в 11 — уже пошел работать. Много трудностей довелось пережить. Не складывать крылья и стремиться к победе всегда помогала музыка.
Автор: Юлия КОТОВА


26.07.2016 822
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA